Военный учебный центр СибГУТИ
vk.sibsutis.ru
Военный учебный центр СибГУТИ Военный учебный центр СибГУТИ
Военная кафедра СибГУТИ
star Главная
star История
star Персонал
star Выпускники
star Встречи с ветеранами
star Контакты
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации

Новости


Воспоминания ветерана-радиста

Накануне празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне один из её участников полковник в отставке Александр Петрович Петлин посетил нашу военную кафедру.

Александр Петрович пришёл поделиться своими воспоминаниями о фронтовых боях и жизненных ситуациях, в которых он побывал. Он рассказал пару историй, длиной примерно в час, однако, время пролетело незаметно, так как истории пробирали до глубины души своими переживаниями, радостью за благополучный исход и гордостью за героизм и подвиг. Когда Александр Петрович попал на фронт, он был нашего возраста, в звании сержанта. Весь его класс, выпущенный со школы радистов, одним приказом был направлен в армию. И с этого момента начался далёкий путь длиною в жизнь...


«Я окончил, в своё время, перед отправкой на фронт, школу радистов. Неплохо работал на «морзянке», командовал отделением из пяти человек, на фронте вписался нормально. Тяжелые бои были для меня – это форсирование Днепра, дважды мною. Тонул в Днепре, холодно было. Это хорошо Гоголь писал: «Чудесен Днепр при хорошей погоде…». А мне пришлось форсировать в начале октября. Первое форсирование удачно прошло, мы захватили плацдарм. А во втором заходе произошла беда, мина взорвалась под нашим плотиком, мы с моим подчинённым-радистом оказались в воде. Повезло, что перевернулись недалеко от берега, вверенная мне рация, как оказалось, пошла ко дну. Шинель мешала плыть, но, несмотря на это, у меня не было и мысли выйти на берег без рации. Ведь в армии как – если теряешь вверенное тебе имущество, то придаёшься суду военного трибунала, а у него 2 статьи: первая – расстрел; вторая – штрафная рота. И вот я пытаюсь плыть, и потом раз! Опускаюсь и достаю до дна ногами. Думаю: значит, рация не глубоко. Радиостанция была закручена в немецкие палатки, тем самым была водонепроницаема. Выйдя на берег, я развернул её, включаю… и она работает. Вот в чём дело то – судьба!

Сам я сибиряк, томич. Родился в селе Володино. Из родных у меня никого не осталось, кроме дочки старшего брата. Брат тоже был на фронте, пришёл раненый, женился, пожил немного и умер. Самый младший мой брат работал в Томске на спецпредприятии, где облучился химикатами и спустя время умер. Третий брат работал секретарем райкома и впоследствии был осужден.

Не повезло мне на фронте, такие бои были! Вы, как и я в своё время, станете сержантами и будете управлять людьми. А ведь это забота о своих подчинённых: питание, обмундирование, гигиена и т.д. У командира отделения в военное время очень много было забот, казалось бы, все воюют, у всех одна задача, а командир, он всё время должен быть командиром.

Хочу вам ребята сказать, когда второй раз мне пришлось форсировать Днепр, выскочив из воды, мой подчинённый радист мне говорит: «Саша, а что у тебя с животом?». От разрыва мины мне повредило мышцы в области паха. Осколок мины распорол кожу, я потерял много крови. Меня отправили в гражданскую больницу, так как в военном госпитале не нашлось места. Спустя время, вернулся на службу в армию».

Хочется, чтобы вы услышали эту историю о том, как Александр Петрович получил медаль за отвагу: «Закончив бои в Будапеште, мы взяли путь на Прагу, я обычно пешком ходил, а тут с радистом сели на дуло пушки, повесили рацию. Вдруг команда: «Стой!», – и крик: «Немцы, немцы!», – а впереди долина километра на 4, и вдалеке просматриваются немецкие танки. Наш командир бригады с пистолетом в руках бегает и кричит: «У кого связь?», – а кто-то в ответ: «Да вон, Петлин – радист». Он подбегает ко мне кричит: «Ты кто?». Я доложил. «Ты мне говори, связь есть?». И всё это он кричит, махая пистолетом, а на фронте такая обстановка, командир полка и выше могли расстреливать подчинённого без суда и следствия. Он мог меня расстрелять, а обстановка такая, что надо войти в связь. Мы быстро сняли радиостанцию и начали настройку. Будучи связистом, я чётко выполнял свою работу. У меня была частота соседней дивизии, и позывные артиллерии. Я вызываю его открытым текстом: «С вами будет говорить командир». Командир приказал открыть огонь по немецким танкам. И немцы остановились. Тогда товарищ полковник подошёл ко мне и вручил мне медаль за отвагу. Уволившись с армии, я вернулся в свой институт связи, в котором отработал 20 лет, на военной кафедре, потом на кафедре безопасности жизнедеятельности и после этого ушёл работать в строительный институт. Был начальником штаба гражданской обороны института. Всякие были должности.

Призываю вас, ребята, возьмите то, что я вам сегодня рассказал себе на вооружение, и служите нашей Родине, какая бы трудная обстановка не была. Я не раз кричал на фронте «За Родину!», «За Сталина!».

Вот такая выдержка, сделанная мною, эти слова сказал когда-то Сталин: «И всё же, как бы не развивались события, пройдёт время и взоры поколений будут направлены к делам нашего социалистического отечества. Новые поколения будут строить своё будущее на нашем прошлом!», – оно будет, мы к этому придём. С наступающим праздником вас, с Днём Победы, здоровья вам, чтобы были всегда весёлыми, жизнерадостными, всё сейчас у вас в руках! Это мы, старики, но я вам скажу, 100 грамм я могу выпить ещё. В армии отслужил 36 лет. Теперь стою перед вами. Спасибо что слушали».


Выслушав историю Александра Петровича, мы глубоко задумались о том, что этот рассказ – часть истории нашей Родины, часть нашего наследства от дедов и прадедов, которое мы должны беречь и преумножать, как это делали наши отцы и не давать никому посягнуть на наше наследие.



Курсант Макрушин Артём от лица студентов учебных взводов МС-154 и МС-155.

© 2010 - Военная кафедра СибГУТИ